Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, переживаемым им как тяжелые и нарушающими привычный ход жизни. Переживания таких ситуаций часто меняют и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем.
Проблемы сохранения и укрепления семьи приобрели в России в настоящее время особое значение. В силу произошедших масштабных социально-экономических, политических, социокультурных и других изменений, положение значительной части семей в России является социально неустойчивым.
По официальным оценкам, в российских семьях присутствует ряд негативных явлений, которые так или иначе обусловлены кризисными явлениями в них (разводы, социальное сиротство, детская безнадзорность и т.д.).
Поэтому, несмотря на имеющуюся законодательную базу 1 в современных условиях государство и общество должно объединять усилия всех социальных субъектов, которые способны содействовать укреплению семей.
Кроме этого, актуальность проблемы заключается в том, что семья, сталкиваясь с жизненными кризисами, пытается преодолеть его самостоятельно и часто использует метод «проб и ошибок» и приобретает таким образом свой собственный опыт их преодоления. Семьи не знают, у кого искать помощи, или не умеют это делать. Такой стихийный опыт может порождать разочарование, нервное напряжение, тревогу, неуверенность в себе, а часто и агрессивность, негативизм и т.д., что в свою очередь может негативно влиять на семейные отношения. В этих условиях весьма важным аспектом их работы является наличие эффективной помощи.
Проблема исследования заключается в том ,что в кризисных ситуациях часто семьи остаются один на один со своими проблемами, отсутствуют знания о том, куда можно обратиться и получить помощь в той или иной трудной жизненной ситуации.
Работа выполнялась на материалах исследований таких отечественных авторов, как Ф.Е.Василюк 6, К.Н.Василевская 5, И.А.Григорьева 9, И.В. Николаюк 14, Н. Г. Осухова 15.
Объект исследования – кризисная ситуация в семье.
Предмет исследования – помощь семьям, находящимся в кризисной ситуации.
Цель исследования – разработка мероприятий по оказанию помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие трудной жизненной ситуации.
2. Рассмотреть типы семей, находящихся в кризисной ситуации.
3. Проанализировать социальные формы работы с семьей в кризисной ситуации.
4. Разработать тренинг по организации профилактической работы социального педагога с детьми, семьи которых оказались кризисной ситуации
Гипотеза исследования: повышение уровня информированности семей, находящихся в кризисных ситуациях будет способствовать более активному их участию в мероприятиях по оказанию им помощи.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ литературы по теме исследования;
- эмпирические: опрос.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 488 Выборгского района Санкт-Петербурга (ГБОУ лицей № 488 Выборгского района).
Практическое значение проведенного исследования постоит в разработке тренинга по организации профилактической работы социального педагога с детьми, семьи которых оказались кризисной ситуации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы работы с семьей в кризисной ситуации
1.1 Понятие трудной жизненной ситуации
С развитием общества происходят изменения в структуре семьи, меняются взаимоотношения между отдельными ее членами, ослабляется традиционная роль отца, определенным образом меняются взаимоотношений между родителями и детьми в семьях. Семья, которая оказалась в сложных жизненных обстоятельствах, как правило, не в состоянии самостоятельно справиться с ними. Поэтому сегодня много таких семей нуждаются в помощи и поддержке для того, чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции (Т.В. Лучкина, З.Д Пояркова, Т.К. Клименко) 14.
По мнению Е. Певцова, кризисная жизненная ситуация представляет собой ситуацию, которая объективно нарушает жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.д.), которую невозможно самостоятельно преодолеть 16. Синонимами кризисной жизненной ситуации являются такие понятия как «сложная жизненная ситуация», «трудная жизненная ситуация», «критическая» либо «сложная» ситуация. Все эти понятия обозначают то, что семья находится в неординарной жизненной ситуации негативного характера, что способствует развитию высокого уровня стрессовой ситуации для всех ее членов и может привести к распаду семьи либо нарушению функционирования.
Сложная жизненная ситуация как объективная совокупность элементов среды, имеет обусловливающее, стимулирующее, а также корректирующее воздействие на личность. Чтобы уяснить сущность человеческого поведения, нужно выяснить смысловое и содержательное поле ситуаций, составляющих ее жизнедеятельность. К.Н. Василевская считает, что ситуация может быть оценена с позиции двух подходов: первый подход зависит от понимания ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности; второй подход трактует ситуацию в качестве следствия активного взаимодействия личности и среды 5.
По мнению А. Иванцовой трудная жизненная ситуация ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что личность хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что она может, если окажется в данных обстоятельствах и имея, все которые у нее есть, собственные возможности. Данная несогласованность препятствует достижению прежде всего поставленной цели, что обусловливает появление негативных эмоций, служащих ключевым индикатором трудности в той или иной ситуации для [11.
Трудные жизненные ситуации возникают в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения; или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности. Данного рода ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям личности, к его личностному потенциалу и стимулируют ее активность.
Д. Г. Бысков полагает, что под трудной жизненной ситуацией следует понимать любую сложную ситуацию, приводящую к нарушению работоспособности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, возникает дискомфорт, при определенных условиях могут быть неблагоприятные последствия для человека [4].
Трудные жизненные ситуации являются составной частью процессов социализации, что обусловлено тем, что они не всегда травмируют личность, а также способствуют развитию, когда происходят изменения конструктивного характера, способствуют достижению новых форм сбалансированности отношений с внешним окружением.
Среди отечественных психологов, который занимается исследованием ТЖС, наиболее известным является Ф. Е. Василюк [6].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016 N 465-ФЗ)/КонсультантПлюс.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. – М.: Мысль, 2012. – 256 с.
3. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. – М.: Знание, 2012. – С. 426-433.
4. Бычков, Д.Г. Социальная интеграция семей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Организация оказания социальных услуг с участием ближайшего окружения семьи / Д.Г. Бычков. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. – 60 с.
5. Василевская К.Н. Трудная жизненная ситуация: проблема определения и диагностики // Социальные технологии, исследования. – 2014. – №1. – С.57-60.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М: МГУ, 2016. – 200с.
7. Вежин Е. Помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации// Социальная педагогика. – 2013. – №1. – С. 82-97.
8. Гейтц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. – М.: Дело и сервис, 2015. – 640 с.
9. Григорьева И.А. Теория и практика социальной работы: учебник / И.А.Григорьева, В.Н.Келасьев. – СПб.: СПбГУ, 2014. – 536 с.
10. Демидов С.В. Социальная защита семьи в современном обществе: учебное пособие / С.В. Демидов, А.М. Нелидкин. - Рязань: РГРТУ, 2012. - 187 с
11. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей / Иванцова А. // Воспитание школьников. – 2016. – №7. – С. 22-25.
12. Канкин В.Г. Неблагополучная семья в социальном контексте современной России: Дис. ... канд. социол. наук. Краснодар/ В.Г. Канкин. 2015. – 137 c.
13. Назарова С. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями // Социальная педагогика – 2017. - №1. – С. 23-24.
14. Николаюк И.В. Поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Учебно-методическое пособие для специалистов, работающих в сфере социальной защиты и сферы образования / И.В. Николаюк, Т.В. Лучкина, З.Д Пояркова, Т.К. Клименко. – Чита: Экспресс-типография, 2010. – 124 с.
15. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Г. Осухова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
16. Певцова Е. От чего защищать ребенка // Воспитательная работа в школе – № 7. – 2016. – С. 60-62.
17. Рожков М.И. Воспитательная работа и загородном оздоровительном центре с детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях: Методические рекомендации. - Ярославль, 2017 . - 60 с.
18. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студентов пед.учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е..Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2014. – 214 с.
19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /К. Фопель/ Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 1 – М.: Генезис, 2013. – 211 с.
20. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2009. – 668 с.